Самообразование.

План по самообразованию 2023-2024 уч. год

Воспитателя БДОУ г. Омск «Детский сад №134 комбинированного вида»

Сулаевой Раиса Радионовны.

Общий

стаж

Пед.стаж

Пед.стаж в данном БДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

30лет.10м

22г.10 м

9 лет

Первая квалификационная категория

28.09.2021г на 5 лет

28.09.2026 г.

 

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

 

Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

 Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных образовательных областей (Экологическое воспитание, наблюдение, изобразительная деятельность, фэмп)

2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

6. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

7.Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

8.Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

9.Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

10.Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

11.Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

12.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

13.Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

14. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Осваивать следующие компетенции:

Осуществление педагогической поддержки детской инициативы и самостоятельности для формирования у воспитанников мотивации к участию в различных видах деятельности.

Педагогическое обеспечение социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития воспитанников.

Организация различных видов деятельности воспитанников на основе предоставления детям возможности выбора видов активности.

Ведение педагогической документации, в том числе в электронном виде.

Охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности в ходе образовательной деятельности, оказание им первой помощи.

Формы самообразования:

1.Индивидуальная – через индивидуальный план.

2.Групповая – через участие в деятельности городского методического объединения воспитателей, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Формы работы с детьми:

                Совместная деятельность воспитателя с детьми:

-       индивидуальная работа с детьми

-       свободная самостоятельная деятельность детей. 

Формы работы с родителями:

-       анкетирование родителей

-       консультации

-       индивидуальные и групповые беседы

-       родительские собрания

-       оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки, памятки, информационные листы)

-       привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию:

1.      Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

2.      Планирование индивидуальной работы с воспитанниками  по результатам диагностики;

3.      Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

4.      Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

5.      Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

                   -изучение нормативно-правовых документов;

                   -участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;

                   -ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

6.      Пополнение эколого-развивающей среды  (уголки природы и экспериментирования).

7.      Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.

8.      Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

9.      Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

10.  Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;

11. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

      12. Проведение досугов, экологических, народных праздников.

      13. Участие в конкурсах.

      14. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

Ожидаемые результаты для детей:

Предполагается повысить экологическую грамотность детей, развить их умственные способности, которые проявляются в умении анализировать, экспериментировать, делать выводы. Зародить в детях желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Формирование уже в дошкольном возрасте устойчивых навыков и привычек экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, рационального общения с миром, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. Убедить детей в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе. А также воспитание любви и гордости к родному городу, краю.

Ожидаемые результаты для родителей:

- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

- объективная оценка возможности детей и сотрудничество с ними как с равноправными партнерами.

 

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования:

- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;

- Реализация и презентация проектной деятельности;

- Презентации и обобщение опыта педагога по теме самообразования;.

- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

План работы с детьми:

1.      Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

-моделирование ситуаций;

-игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);

-опытно-исследовательская деятельность;

-разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

-просмотр мультфильмов;

-экологические спектакли

2.      Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

-«Масленица»

-«Колядки»;

- «День Земли»

-«День птиц»

-«День посадки деревьев»;

-«Всемирный день охраны окружающей среды».

3.      Проведение сезонных выставок поделок;

4.      Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;

5.      Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

-«Значение воды в жизни людей»;

-«Зеленая аптека»;

-«Покормим птиц зимой»;

-«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

-«Морские млекопитающие»;

-«Естественные водоемы Земли»;

-«Что такое заповедник»;

-«Путешествие по заповедникам»;

-«Мы друзья природы»;

-«Лес и наше здоровье»

-«Поможем природе»;

-«Овощи и фрукты – лучшие продукты»

6.      Проекты:

-«Птичья столовая»

-«Огород на подоконнике»

7.      Экологические акции:

-«Птичья столовая»;

- «Мусору – нет!»;

- «Скворечник»

8.      Чтение художественной литературы:

-В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

-Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

-Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;

-С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;

-Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

-В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

-Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;

-Ю. Демянская «Дом Земли»;

-Н. Т. Бромлей «Охотник»

9.      Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

10.  Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

1.Анкетирование родителей по экологии.

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

*Разработка и проведение консультаций для родителей:

   -«Экология и мы»;

   -«Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

   -«Игры экологического содержания»;

   -«Ребенок и природа»;

   -«Птичья столовая»;

   -«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

-«Чистая планета Земля»

   * Памятки для родителей:

-«В каких продуктах «живут» витамины»;

-«Экологическое воспитание»;

-«Берегите природу»;

-«Мы против мусора»;

-«День Земли»;

-«День птиц»;

-«День посадки деревьев»;

-«Зеленая весна»;

-«Всемирный день окружающей среды»

1.      Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;

2.      Помощь родителей в изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»;

3.      Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;

4.      Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

5.      Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворечник»;

6.      Привлечение родителей к созданию альбомов: 

         -«Растения нашего края»

-«Берегите природу»;

-«Дикие животные России»

7.      Экологические акции: 

-«Птичья столовая»;

-«Мусору нет!»;

- «Скворечник»

8.      Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Перспективный план работы на 2023 – 2024 учебный год.

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика

 

 

 

 

Октябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

1.Анкетирование родителей по экологии.

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея»

 

 

Ноябрь

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы

 

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая»

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;

2.Чтение Г.Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»

1.Изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

2.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»

 

 

 

 

 

Январь

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу»;

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»:

2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

3.Памятка: «День птиц»

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

2.Проведение открытого занятия

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок»

1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

 

 

 

 

Май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»

Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

11. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

12. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

 

   







Комментариев нет:

Отправить комментарий